Узнаваемые симптомы и признаки детской шизофрении

Насколько стрессогенна современная жизнь, хорошо свидетельствует глобальная статистика ВОЗ по распространенности заболеваний. После сердечно-сосудистых патологий идут депрессивные расстройства. Причем, в одинаковой степени это касается как взрослых, так и детей и подростков.

Психологическая и психиатрическая помощь детям и подросткам

Помощь детского психолога или психотерапевта можно получить в любом городе, где проживает подросток.

Почти при каждой детской поликлинике работают центры, дружественные подросткам, где можно получить консультацию на тему психического здоровья как от врача-психотерапевта, психолога, так и узкопрофильных врачей-специалистов.

Во всех областных центрах есть психоневрологические диспансеры, где прием ведут детские специалисты.

В Минске детские психиатры, психотерапевты и медицинские психологи принимают на базе Городского клинического детского психиатрического диспансера по адресам: ул. Лучины, 6; Одинцова, 63, корп.2.

Записаться на прием и получить дополнительную информацию можно по телефонам: (017) 320-88-71 и (017) 397-37-15, либо на сайте

Телефоны доверия и экстренной психологической помощи: +375 17 263-03-03 и 8-801-100-16-11.

Звонки абсолютно конфиденциальные и анонимные.

Позвонить по телефону доверия или экстренной психологической помощи может как сам подросток, так и взрослые, которые испытывают трудности в общении со своими детьми и их воспитании.

Медицинские психологи, которые работают на линии, помогут разрешить возникшие проблемы или, при невозможности оказания заочной помощи, подскажут, куда обратиться за получением очной консультации.

– Не надо бояться приема у психиатра. Подавляющее большинство расстройств психики успешно корректируется и никак не влияет на будущее детей и подростков, — убеждена Ольга Макович-Проференко. – Чем раньше родители и дети придут на прием к специалисту, тем скорее будет начато лечение, тем выше шансы на полное восстановление психического здоровья. И должна сказать, что часть детей и подростков, обратившихся к нам на прием, не имеют психических расстройств и легко избавляются от возникших проблем при работе с психологом.

Виды детского шизофренического расстройства

Шизофрения детского возраста отличается тяжелым течением, влекущим значительные личностные изменения. Различают следующие варианты течения заболевания:

  • непрерывно текущий;
  • приступообразно-прогредиентный;
  • рекуррентный.

Непрерывно текущий тип шизофрении ярко проявляется к 2–3 годам. Клиническая картина характеризуется постепенной аутизацией, отсутствием природного интереса и любознательности, свойственной данному возрасту. Дети отличаются особым упрямством, раздражительностью. Типичным является наличие страхов разнообразного происхождения. Закономерна изменчивость настроения: приступы подавленности сменяются периодами дурашливости, приподнятого настроя.

Обострения болезни сопровождаются неярко выраженными галлюцинациями, интенсифицированием эмоциональных расстройств. Постепенно наступают речевые нарушения, задержка развития психических функций.

Приступообразно-прогредиентная форма характеризуется повторяющимися приступами с тенденцией прогрессирования деструктивных изменений. Впервые заболевание способно проявиться в грудном возрасте. Сопровождается сильным, пронзительным плачем, отличающимся монотонностью. Нередко подобный звук несопоставим с нормальным детским плачем. Характерна резкая смена вялости неестественной жизнерадостностью, активностью. Выражены страхи: людей, посторонних звуков. Далее наблюдается задержка речевого, психомоторного развития, освоения элементарных навыков.

Характерны кататонические нарушения. Периоды сильнейшего возбуждения сочетаются с бездействием. Возбуждение проявляется бесцельными, монотонными движениями: хождение кругами, раскачивание, беспорядочный бег. Такое состояние сохраняется часами. Сопровождается безудержными приступами плача, смеха, агрессии. Детки становятся неконтролируемыми, игнорируют обращенную к ним речь, оклики.

Изменяется походка, приобретает нескоординированные, размашистые черты. Теряется ритмичность, содружественность движений. Наблюдается тенденция многочасовых хождений без признаков утомления. При попытке взрослых остановить такие блуждания, вырываются, идя дальше. Выражение лица – отрешенное.

Импульсивность внезапно сменяется вялостью, адинамией. Маленькие больные долго лежат бездействуя. Принимают вычурные положения тела. Сон нарушается. Просыпаются посреди ночи, долго не засыпают. Малышей сложно уговорить поесть, пойти погулять.

Приступно-прогредиентная шизофрения наделяет деток депрессивно-бредовыми нарушениями, слуховыми, зрительными галлюцинациями.

Рекуррентный вид заболевания детского возраста встречается редко. Он определяется чередованием приступных периодов с ремиссией. Вызывает незначительные личностные изменения. Приступы провоцируются инфекциями, травмами, стрессами.

Рекуррентная шизофрения часто сопровождается усиленным чувством беспочвенного страха, осложняющегося галлюцинациями, бредом. Присоединяется возбуждение, изначально возникающее исключительно вечером, впоследствии оно принимает более выраженную форму, достигающую степени гебефрении – безудержного веселья. Каждое повторное обострение расстройства сопровождается более сильными патопсихологическими симптомами.

Детская шизофрения опасна не только болезненными изменениями, но и нарушением формирования незрелой детской личности. Играет роль возрастной период дебюта болезни, тяжесть течения. Просматривается закономерность: раннее проявление расстройства вызывает более грубое, тотальное недоразвитие личности ребенка, нарушая формирование важнейших элементов мозга, процессов и свойств психики.

Диагностика аллергического дерматита.

Диагностические критерии атопического дерматита:

  1. Семейный анамнез – наличие аллергических заболеваний у близких родственников.
  2. Анамнез болезни:
    • хроническое течение,
    • дебют первых симптомов в младенческом возрасте,
    • появление симптомов болезни после встречи ребенка с аллергенами,
    • обострения заболевания зависят от сезона года,
    • с возрастом проявления болезни более выражены,
    • наличие у ребенка других аллергических заболеваний (бронхиальная астма, аллергический ринит и др.).
  3. Осмотр ребенка:
    • Наличие эритемы, сухости кожи и зуда (в младенческой форме может и не проявляться) – обязательные симптомы атопического дерматита.
    • полиморфная (разнообразная) сыпь,
    • локализация сыпи на лице, разгибательных поверхностях конечностей, над крупными суставами.
    • наличие лихенификации, расчесов,
    • признаки бактериального и грибкового вторичного поражения кожи. Самые тяжелые бактериальные осложнения – герпетические поражения.
    • Неспецифические симптомы атопического дерматита (белый дермографизм, «географический» язык и другие выше представленные симптомы).

Лабораторная диагностика атопического дерматита

  1. Анализ крови на иммуноглобулин Е (Ig E). Для этого анализа забирают венозную кровь. Это иммунохемилюминесцентный вид исследования. Кровь необходимо сдавать натощак, накануне исключить жирную пищу, исключить контакт с аллергенами, прекратить прием антигистаминных препаратов. Препарат Фенитоин (дифенин) – противоэпилептический препарат, влияет на уровень Ig E. При атопическом дерматите выявляют повышенный показатель иммуноглобулина Е. Чем больше уровень Ig E, тем более выражена клиническая картина. Норма: 1,3 – 165,3 МЕ/мл.  
  2. Общий анализ крови:
    • Умеренное повышение числа лейкоцитов (более 9 Г/л)
    • Эозинофилия – уровень эозинофилов более 5% от всех лейкоцитов
    • Ускорение скорости оседания эритроцитов – более 10 мм/ч,
    • Выявление небольшого количества базофилов (до 1 – 2%).
  3. Иммунограмма – определение показателей основных звеньев иммунитета:
    • Снижение уровня сыворотчного интерферона (норма от 2 до 8 МЕ/л)
    • Снижение уровня Т-лимфоцитов (норма СД4 18-47% , СД8 9-32%,СД3 50-85% от всех лимфоцитов, нормы могут колебаться в зависимости от возраста)
    • Снижение уровня иммуноглобулинов А, М, G (норма Ig А – 0,5 – 2,0 г/л, норма Ig М 0,5 – 2,5 г/л, Ig G 5,0 – 14,0 нормы могут колебаться в зависимости от возраста)
    • Повышение уровня циркулирующих иммунных комплексов (норма до 100 условных единиц).
  4. Следующие виды анализов необходимы не столько для диагностики атопического дерматита, как для оценки общего состояния организма и выявления возможных причин развития атопического дерматита.

Биохимический анализ крови

  • повышение уровня трансаминаз (АлТ, АсТ)
  • повышение тимоловой пробы,
  • повышение уровня мочевины и креатинина и др.

Общий анализ мочиАнализ кала (посев и микроскопия на яйце/глисты)дисбактериозаАнализ крови на ВИЧвирусами

Парааутистические расстройства

Среди парааутистических расстройств наибольшее практическое значение имеет психогенный (депривационный) аутизм, который впервые был описан L. Nissen в 1975 г., а в отечественной детской психиатрии в работах В. Е. Каган, М. О. Проселковой, В. М. Башиной, Г. В. Козловской (1996), М. О. Проселковой (1997). L. Nissen наблюдал его у детей 3-4 лет, лишенных матерей и воспитывающихся в детском доме. Психогенный аутизм проявляется нарушениями общения и недостаточностью коммуникативных функций, задержкой развития речи и моторных навыков. Будучи предоставленными самим себе, такие дети молча занимаются однообразной игрой или проводят время в бездействии, лежа на полу. Иногда у них можно выявить застывание в одной позе и эхолалию. Периодически у них может возникать моторное беспокойство в виде бега, прыжков или длительного однообразного раскачивания, верчения кистей рук, сосание пальцев, одежды. В общении со взрослыми они крайне неактивны и подчас безучастны; не реагируют на обращения к ним, показ игрушек, даже самых красочных и ярких. У них отсутствует ориентировочная реакция на новые предметы и людей: в этой ситуации не возникает ни оживления, ни любопытства, ни страха; не возникает радости при виде сладостей, а также при виде щенка или котенка, что так типично для здоровых детей. Аутичность детей может достигать степени псевдослепоты и псевдоглухоты. Только повторная тактильная, звуковая, зрительная стимуляция позволяет выявить у них ориентировочную реакцию в виде слежения глазами. При этом при отсутствии реакции на раздражители обычной громкости и силы они могут реагировать на императивный приказ, высказанный повышенным тоном. Многие дети равнодушны к смене привычного стереотипа. Поведение детей в целом в этих случаях напоминает таковое при синдроме Каннера, но в отличие от последнего дети с психогенным аутизмом при активной стимуляции способны к обучению и подражанию (например, игровых действий). У них не обнаруживается негативизма и парадоксальности реакций. При отсутствии матери у них, естественно, не формируется система мать — дитя, даже если есть замещающее мать лицо. Эмоциональная сфера таких детей недоразвита. У них возможно развитие депрессивных состояний с плаксивостью, соматическими жалобами, сенестоалгиями, адинамией и астенией, которые создают дополнительную основу для измененного эмоционального реагирования. Аутистические расстройства ведут к вторичной задержке умственного развития. По мере взросления ребенка-сироты парааутистический синдром претерпевает частичное обратное развитие. С запозданием формируется речь, расширяются способности к общению, реже возникают депрессивные состояния. Но вместе с тем все более отчетливо выступают особенности личности, эмоциональная незрелость, в ряде случаев затруднения в установлении межличностных связей (как со взрослыми, так и со сверстниками), недостаточная способность к сопереживанию и сниженная мотивация к труду (иногда с рентными установками). Вместе с проявлениями задержки умственного развития пограничного уровня это формирует своеобразный дефицитарный тип личности. Причиной развития психогенного аутизма является депривационный фактор — сиротство, обусловливающий дефицит экзогенной сенсорной, когнитивной и эмоциональной стимуляции на раннем уровне развития соответствующих систем организма. Принято считать, что при психогенном аутизме прежде всего страдает эмоциональная сфера, а задержка развития когнитивных функций, лежащая в основе формирования социальной активности и поведения, является вторичной. В связи с особой ролью фактора эмоциональной депривации описанный психогенный парааутизм определяется также как депривационный аутизм. Другие формы депривационного аутизма. Элементы аутистических расстройств могут отражаться на особенностях поведения и личности больных, лишенных полноценного общения с окружающим миром в случаях зрительной, слуховой (при слепоте, глухоте, глухонемоте) и иной депривации (например, при невозможности передвигаться при ДЦП). Но такие формы аутистических расстройств отличает не только сохранность эмоциональной сферы, но и ее повышенная чувствительность к внешним воздействиям, раздражительность и аффективная лабильность. Полностью отсутствуют моторные проявления аутизма и стереотипии в поведении. Временная задержка психического развития и речи (за исключением случаев глухонемоты) корригируется педагогическими воздействиями в специально созданных условиях, и такие дети могут достигать высокого уровня интеллектуального развития, хотя в некоторых случаях они и будучи взрослыми остаются менее общительными или общительными в ограниченном круге близких людей.

[block id="10"]
Последние обсуждения:
Фильтр:ВсеОткрытРешеноЗакрытЖдет ответа
Sorry, but nothing matched your filter
[block id="12"]
[block id="5"]